Директор Национальной лиги спидвея Андрей Савин прокомментировал 7ТВ победу россиянина Эмиля Сайфутдинова в Гран-При Швеции и поделился мнением по поводу перспектив этого вида спорта в стране.
31 мая молодой российский гонщик Эмиль Сайфутдинов выиграл в Гётеборге Гран-При Швеции по спидвею. Этот успех стал для него уже вторым в 2009 году – ранее он первенствовал на Гран-При Чехии, став самым молодым победителем этапа в истории. Об успехах русского спидвея каналу 7ТВ рассказал Генеральный директор Национальной лиги спидвея Андрей Савин.
- Как удалось подготовить столь сильного гонщика? Ведь это был дебют Эмиля Сайфутдинова… - Во-первых, конечно, талант. Семья спортивная. Папа с детства занимался с сыновьями. Старший брат Денис – многолетний участник сборной по спидвею. Оба начинали в кроссе. Живут они в Салавате (Башкортостан), буквально через дорогу от стадиона. И поэтому все свои детские и юношеские годы провели рядом с моторами. Вот всё это развивалось и в сумме дало такой результат. Эмиль, кстати, ещё в свои совсем молодые годы, выступая в кроссе, в классе мотоциклов 125 кубов, становился в своей возрастной группе чемпионом России. Свои первые медали он завоёвывал ещё в 2002-2003 годах.
- То есть уже в тринадцатилетнем возрасте? - Именно. Впрочем, это не должно так уж удивлять. За рубежом, к примеру, начинают ездить уже в пятилетнем возрасте! Более того, в Дании и Швеции существуют целые детские лиги, в которых соревнуются по 8-12 клубов. В течении шести месяцев там каждую субботу или воскресенье устраиваются гонки. Отсюда и успех скандинавских гонщиков на международном уровне. Карьера же Эмиля развивалась поэтапно: сначала первый контракт с "Салаватом", затем с "Мега-Ладой", а после с польской "ПОЛОНИЕЙ" и шведской "Масарна". На сегодняшний день у него самый большой накат в стране. Эмиль – лидер трёх своих клубов! Да что там, Эмиль Сайфутдинов по своим фактическим показателям – гонщик мировой восьмёрки! Он входит в четвёрку, деля при этом место с чемпионом мира!
- И всё же столь яркие дебюты уже имели место в истории. Как же удержаться на столь высоком уровне и в дальнейшем? - На это влияет целый ряд факторов. Талант, трудолюбие, спортивный азарт, наличие технических ресурсов, финансирование. Эмиль же выступает на серьёзном уровне уже третий год. И провалов у него пока не было. Ниже планки в виде десяти очков (из пятнадцати возможных) не опускается. А это говорит о его серьёзном настрое и серьёзной подготовке. Без какой-либо там "звёздности". А уж будучи в 19-летнем возрасте двукратным чемпионом мира, "звезду" поймать можно было легко. В нашей стране подобных примеров очень много. Наверное, здесь помогло воспитание Эмиля – спасибо маме и папе. Они воспитали целеустремлённого молодого человека, абсолютно незаносчивого и приятного в общении.
- Загадывать, как известно, лучше не стоит никогда. Но всё же: чего можно ожидать от него в этом сезоне? - Перед началом сезона мы все ожидали от Эмиля закрепления в восьмёрке. Но с тем темпом, что задал сам Сайфутдинов, давать какие-то прогнозы сверхсложно. Парень просто взял и выиграл свой первый Гран-При. А мы при этом всё гадали: наберёт ли хоть пять очков? Поэтому теперь наиболее худшим прогнозом будет, пожалуй, его пребывание в восьмёрке. В идеале – место в призёрах или околопризёрах.
- То есть в следующем году Эмиль продолжит радовать своими выступлениями уже точно? - Думаю, он останется в любом случае. В этом заинтересована и международная федерация мотоспорта. Ведь этот парень не из Дании или Швеции, где имеются по три-четыре сильных гонщика. Это Россия и это большой рынок. Ведь чем больше количество представленных на соревновании стран – тем лучше для организаторов. Поэтому такого гонщика просто не упустят.
- А есть ли среди российских молодых гонщиков возраста Эмиля похожие таланты, подающие большие надежды? - Вы знаете, в последние два года лёгкой жизнью в российских чемпионатах Эмиль похвастаться точно не может. Здесь стоит вспомнить и его поражению другому сборнику - Даниилу Иванову. Здесь же и Артём Водяков и Артём Лагута. С ними у Эмиля постоянные принципиальные заезды. Да, сейчас Эмиль, получивший ещё и международный опыт, является более разносторонним гонщиком, но в отдельно взятом заезде гарантий, что победу одержит именно Сайфутдинов, нет. Тот же Лагута из Владивостока всегда имеет неплохие шансы в противостоянии с Эмилем. Артёму сейчас 18 лет. При этом подрастает и ещё один "Лагута" – пятнадцатилетний гонщик по фамилии Тарасенко.
- В прежние годы популярность спидвея в России была куда выше. Сейчас этот вид спорта словно забыли. Осталась ли школа? - Школа осталась. Просто резко снизилось по сравнению с временами Советского Союза количество клубов. Тогда этот спорт развивался в сорока городах страны. Сегодня таких городов не больше десяти. "Потеряны" такие города, как Новосибирск, Кемерово, Санкт-Петербург. В принципе, и десять городов - это не мало. Но хотелось бы, конечно, большего.
- Что можно сегодня считать центром российского спидвея? - Их два. Первый на Волге: Балаково и Тольятти. Второй в Башкирии – Октябрьский, Уфа и Салават. Впрочем, неплохо со спидвеем обстоят дела и в Приморье: во Владивостоке.
- Сибирский регион подобным похвастаться уже не может? - Раньше мог. В том же Кемерове была отличная команда. Как, впрочем, и в Новосибирске с Омском. Хороший клуб сегодня в Каменске-Уральском, который даже называется "Региональный центр по подготовке членов сборной команды страны".
- А почему этот вид спорта обошёл стороной Москву и Питер? - Так уж исторически сложилось, что спидвей – спорт маленьких городов. Возьмите ту же Польшу – центр мирового спидвея. В Варшаве нет ни одного клуба! Да и в Кракове, похожая ситуация: там есть один клуб Wanda. Однако он то существует, то нет. А вот маленькие города этим буквально живут. В том же Балакове на пятнадцатитысячный стадион порой ломятся двадцать тысяч человек! А бабушка, продающая у стадиона семечки, назовёт вам имена всех участников.
|